- Главная
- Технологии
- Лакокрасочные покрытия
Лакокрасочные покрытия
Качественная промышленная окраска - это высокотехнологичный процесс, требующий большого внимания, знания норм международных стандартов и ГОСТ, специализированного оборудования для подготовки и нанесения покрытий, приборов контроля качества, опытного и обученного рабочего и инженерно-технического персонала.
В нашей работе мы используем как принцип безвоздушного нанесения краски, так и принцип пневматического нанесения лакокрасочных составов, в зависимости от габаритов и геометрической сложности изделий.
Метод безвоздушной окраски предполагает применение специального оборудования, с помощью которого раствор наносится не пневматическим методом, а при помощи диспергирования.
В итоге в потоке красящего состава отсутствуют частички сжатого воздуха.
Суть технологии сводится к следующему:
- Раствор наносится под высоким гидравлическим давлением;
- Материал подается через эллиптическое сопло с высокой скоростью;
- Из-за сопротивления воздуха поток несколько замедляется и частички краски попадают на поверхность.
Проще говоря, краска подается по шлангам, в самом сопле же она дробится на мельчайшие частицы, которые и образуют поток. В результате окрасочный слой ложиться равномерным слоем. При этом состав расходуется значительно экономнее, чем при пневматической окраске.
Преимущества безвоздушного окрашивания
Безвоздушная технология позволяет получить равномерный толстый слой защитного покрытия. Поскольку в наносимом составе отсутствует сжатый воздух, покрытие получается максимально однородным. Благодаря этому данную технологию зачастую применяют для антикоррозийной защиты металлоконструкций. При этом снижается расход материала и трудозатраты на проведение работ, особенно при обработке крупных объектов.
Плюсы данной технологии сводятся к следующему:
- Ускорение работ и увеличение показателя производительности;
- Абсолютно ровное итоговое покрытие;
- Благодаря снижению объема используемого растворителя на объекте не требуется организация дополнительной вентиляции;
- Повышенная безопасность и экологичность при проведении работ.
Однако есть и определенные недостатки. Поскольку при безвоздушной окраске не предусмотрена возможность регулировки площади и интенсивности факела распыления, эту методику не рекомендуется использовать для работы с небольшими конструкциями. Еще один минус – красящий состав должен быть определенного уровня вязкости, без крупных пигментных элементов, выпадающих в осадок.
Пневматическая окраска в свою очередь используется для негабаритных изделий и конструкций, где применение безвоздушного метода окраски не целесообразно в виду больших потерь при распылении ЛКМ.
Грамотный и технологичный подход к вопросу антикоррозионной защиты металлоконструкций позволяет в перспективе сэкономить средства, выделяемые на окраску металла в 5-10 раз.
Процесс окрашивания методом безвоздушного нанесения
- Красящий состав перед использованием в обязательном порядке фильтруется. Дополнительно он проходит очистку при подаче через фильтр, встроенный в безвоздушный аппарат.
- Дренажную трубку опускают в ведро с необработанным составом, подающий шланг – в емкость с подготовленным рабочим материалом. Регулятор оборудования переводится в нужное положение, после чего оно включается.
- После того как краска начнет поступать по дренажному шлангу, ее помещают в ведро. При помощи специальной клипсы всасывающий и дренажный шланги соединятся и опускаются в емкость с подготовленным составом. После того как насос отработал примерно полминуты, аппарат выключают.
- Таким образом, покраска начинается с заполнения шлангов оборудования. Сопло удаляется, оператор выбирает режим распыления и ожидает, пока краска будет поступать равномерным потоком. После этого пистолет ставится на предохранитель, давление в аппарате сбрасывают.
- Оператор устанавливает соплодержатель и само сопло, последнее поворачивается таким образом, чтобы указательная стрелка была направлена вперед. Вязкость используемой краски зависит от размера выходного отверстия.
- После включения оборудования оператор корректирует уровень давления, после чего может переходить к нанесению состава. В процессе работ необходимо следить, чтобы новый слой перекрывал предыдущий как минимум на 50%.
Сущность метода пневматического распыления состоит в формировании воздушно-капельной дисперсии (аэрозоля), в ходе которого жидкий лакокрасочный материал (ЛКМ) рассеивается потоком сжатого воздуха, образуя факел из дисперсных капель диаметром 6–100 мкм. Образовавшийся лакокрасочный аэрозоль движется вместе с потоком сжатого воздуха. При соприкосновении с окрашиваемым объектом капли сливаются и создают единый слой лакокрасочного покрытия. При пневматическом распылении поток воздуха (0,2−0,6 МПа) подается через кольцевую щель распылительной головки со скоростью (300−450 м/с), которая многократно превышает скорость подачи ЛКМ. В пневматических распылителях используется два способа смешивания ЛКМ с воздухом: внутреннее и внешнее. В первом варианте смешивание происходит внутри распыляющей головки, во втором — за ее пределами. По степени дробления ЛКМ, качеству покрытия и востребованности среди потребителей, краскораспылители с внешним смешиванием имеют преимущество перед аппаратами с внутренним смешиванием.
Поперечное сечение факела аэрозоля, в зависимости от конструкции распылительной головки, может иметь круглую или овальную форму (рис. 6.3). Овальную форму факела формируют головки, которые, кроме центрального отверстия, располагают дополнительными отверстиями. Они высверливаются на различных расстояниях от центра и под разными углами. За счет потоков воздуха, выходящих из боковых отверстий, меняются как форма, так и ширина факела распыляемого аэрозоля.
К боковым и центральному отверстиям воздух, как правило, подается раздельными каналами. За счет этого можно регулировать объем воздуха, подводимого к боковым отверстиям, и формировать факел нужной ширины и формы (круг, овал).
Равномерное и гладкое лакокрасочное покрытие можно получить при избыточном давлении воздуха, которое составляет не менее 0,5−0,6 Мпа. В то же время, такое давление способствует образованию окрасочного тумана, что ведет к значительным потерям ЛКМ и загрязнению внешней среды. Более низкое давление (менее 0,2 МПа) формирует грубодисперсный аэрозоль, за счет чего серьезно ухудшается качество покраски.
Расход воздуха определяется сечением сопла краскораспылителя и его давлением. Существенным моментом в получении высокого качества покрытия является правильное (оптимальное) соотношение расхода воздуха (м3/мин.) и ЛКМ (л/мин.). При этом наиболее приемлемым является соотношение с величиной от 0,3 до 0,6. Распылительную головку покрасочного аппарата следует располагать в 20–40 см от окрашиваемой поверхности. Краскораспылители комплектуются набором сопл с диаметрами от 1,0 до 3,0 мм, сменой которых можно добиться разной производительности распыления.
Большие ровные поверхности рекомендуется окрашивать используя сопла с большим углом распыления (60−80°), но при этом следует учитывать, что при слишком широком факеле аэрозоля на его краях может образовываться так называемая «сухая струя».
Качество покрытия в значительной степени зависит от вязкости ЛКМ, они должны хорошо растекаться, и в то же время не стекать. Во многом вязкость краски в аэрозоле зависит как от ее собственной температуры, так и от температуры потока сжатого воздуха, поэтому их приходится подогревать.